Дух Айкидо: Продолжение традиции

Обсудив важную роль занятий подростков и женщин, я не хочу заканчивать этот раздел, не упомянув бессчетное число людей, кто в прошлом обеспечивал сохранение и продолжение традиций айкидо. Их вклад был представлен как очень важный в связи с 50-й годовщиной основания высшей школы айкидо, отмечавшейся в октябре 1981 г. в Айкикай Хомбу додзё в Токио. В 1931 г.
Основатель, которому тогда было 48 лет, установил постоянное руководство в айкидо - направлении, постепенно разработанном им в 1920-х гг. Эта первая Хомбу додзё с 80-ю татами находилась там же, где современная высшая школа в Токио. С тех пор прошло 50 лет. Для человека, которому Основатель был и отцом и учителем, 50 лет кажутся очень небольшим промежутком времени, но все же это длительный период.
Временами я думаю, что полвека - это очень большое время, но в то же время оно очень-очень мало. Его достижения наполняют мое сердце гордостью и удовлетворением, но я хочу также вспомнить и отдать дань уважения всем занимавшимся айкидо и поддерживающим это искусство на протяжении последних 50-60 лет, всем, кто внес вклад в развитие айкидо, и кого с нами больше нет.
Я признателен также тем, кто начал заниматься айкидо до второй мировой войны, а сейчас продолжает использовать каждую возможность, чтобы дать совет, вдохновить и поддержать нас. Среди людей, которых я помню, были первые ученики, или "учидеши", жившие в доме основателя и бывших его воспитанниками, как в профессиональном аспекте, так и в смысле развития личности. Многие другие ученики хотя и не входили в состав учидеши, но, тем не менее, занимались с Учителем Уэсиба и полностью посвятили себя пути айкидо.
Дух Айкидо: Сила жизни в слиянии с природой
Радость практики

С самого начала айкидо предпочитало не ограничивать учеников слишком многочисленными правилами и установками. Представлялось, что в них нет необходимости, поскольку ученики пришли в додзе по собственному желанию и в большинстве стремились достичь какой-то цели в процессе тренировок по айкидо. Можно было ожидать, что они путем наблюдения получат представление о правильном поведении.
В системе посещения соблюдался принцип никогда не отказывать тому, кто хочет заниматься и никогда не пытаться вернуть того, кто ушел. Тот, кто пришел по своему желанию, естественно захочет понаблюдать за этикетом додзе. Те, кто уходит не нуждаются больше в правилах и установках. Тенденцией было не связывать учеников без необходимости, а давать событиям идти естественным путем. Одной из причин этого было то, что когда Основатель впервые открыл школу айкидо, первыми учениками стали взрослые и опытные в обычном понимании мужчины, которые были признанными лидерами в своих областях деятельности. Поскольку это были люди с сильно выраженным чувством ответственности и собственного достоинства, не было необходимости принуждать их к выполнению правил поведения в додзе.
Основатель не принимал всех подряд. Он беседовал отдельно с каждым человеком и проводил очень строгий отбор. Никакие внешние факторы не должны были действовать на того, кого он брал в ученики, и как только человека принимали в додзе, он включался в систему интенсивных тренировок. При этом, хотя учеников не связывали правилами и установками, их режим становился намного жестче, но воспринималось это естественно за счет понимания значения дисциплины для занятий айкидо. Затем, когда число учеников очень сильно возросло, появилась потребность в правилах поведения в додзе. Один раз, когда старшие ученики пришли к Основателю с такой просьбой, он улыбнулся и сказал "Значит, времена изменились!" Затем он быстро написал шесть правил и передал их ученикам.
Дух Айкидо: Абсолютная естественность

Учитель Уэсиба постоянно давал ученикам, особенно тем, у кого излишняя привязанность к форме ограничивала движения, такие указания: "В айкидо нет форм и закономерности. Естественные движения - это движения айкидо. Его глубина велика и оно неисчерпаемо". Значение этой установки, которую Основатель часто произносил в своем собственном образном стиле, может быть не совсем ясен.
Для начинающих учеников, изучавших различные формы и виды техники, эта установка противоречит всему, чем их учат. Если в айкидо нет форм или связок, зачем учить разную технику? Что подразумевается под естественными движениями? Могу ли я двигаться любым путем, который придет в голову? Первым делом нужно заметить, что установка Основателя предназначена не для новичков, а для опытных учеников.
Этот совет адресован тем, кто достиг определенного уровня мастерства, но еще настолько привязан к форме, что теряет естественность и текучесть движений, являющиеся основным выражением айкидо. В реальном смысле его слова должны способствовать более интенсивной работе опытных учеников на пути к достижению цели айкидо. Классическая японская пословица говорит: "Входи в форму и выходи из формы".
И в искусствах культуры и в Будо занимающийся должен сначала тренировать форму и овладевать ей, но, овладев ей, он должен от нее освободиться. Не удивительно, что слова Основателя вызывают смущение тех, кому предстоит долгий путь к мастерству владения формой. Полное понимание этой установки возможно только для тех, кто действительно тренировался и занимался айкидо много лет, кто освоил принципы и движения, и кто серьезно думал о философии Будо. Для этого требуются как теоретические, так и практические знания базовых положений айкидо, включая единство Ки вселенной и индивидуальной Ки, принцип входа и сферического вращения на основе единства Ки, разума и тела, а также воплощение в движениях принципа работы с мечом. Пожалуй, наиболее трудно уловить суть выражения "естественные движения".